воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Подходы к анализу информационных источников

Анализировать информационные источники помогают визуальные организаторы.
Визуальные организаторы наиболее удачно используются при активном чтении текста, анализе нескольких источников информации и в процессе написания текстов (синтез).
Визуальные организаторы позволяют ученикам и учителям создавать прорабатывать содержание, актуализировать известное, вплетать опыт и знания в новую информацию, исправлять ошибки.  
Доказано, что визуальные организаторы: активизируют понимание учащихся, способствуют мышлению более высокого порядка;  особенно актуальны для неуспевающих учеников, которые еще не освоили методы исследования анализ и синтез.  
Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей.  Они стабилизируют части мыслительного процесса, давая всем ученикам возможность оценивать и корректировать процесс учебной деятельности, в частности, учебное исследование.
Графическая визуализация позволяет ученикам обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы, подбирать аргументы.

Визуальные организаторы обеспечивают некий социальный контекст для частных случаев, побуждая осмысливать и объяснять:
  • как  Я размышляю  
  • что Я вижу и делаю
  • сравнить МОЁ наблюдение, размышление с наблюдениями, размышлениями других.
Визуализации помогают писать тексты, формулировать выводы, помогают аргументированно выступать в дискуссиях, помогают учителям видеть и направлять учеников на исправление ошибок и затруднений.
Визуальные организаторы дают ученикам и учителям действенный метод представления идей и отношений. Они поддерживают социальную конструкцию значений из содержания среди обучающихся. Учащимся нравится работать с хорошо организованными графическими организаторами или строить свои.
Прежде чем выбрать тот или иной метод визуализации, после определения цели исследования, ответьте себе на 4 вопроса:
  1. Какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики уяснили в ходе исследования? 
  2. Какая схема поможет лучшим организовать материал и наполнить его смыслом?
  3. Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?
  4. Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?  
Нам необходимо осознавать, почему мы выбираем данный визуальный организатор, какие цели мы можем с его помощью достичь.  Как они помогут ученикам понять и проработать определенные факты, идеи, процессы, теории.
Визуальные организаторы по способу достижения цели можно разделить на 2 группы:
  1. Приемы "С земли - к вершине" помогают сканировать, сортировать и организовывать информацию, делать заключения и выводы, мысля индуктивно (от частного к общему).
  2. Приемы "С высоты птичьего полета - к земле" помогают применять правила, принимать решения, анализировать проблемы и находить пути решения, мысля дедуктивно (от общего к частному).
Рекомендую онлайн инструмент для создания графического материала Cacoo (Ссылки на внешний сайт.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий