пятница, 6 ноября 2015 г.

Основы учебно-исследовательской деятельности

Презентация лекции

Стенограмма лекции
Учебно-познавательная деятельность может осуществляться на трёх уровнях:
  1. Репродуктивном
  2. Эвристическом
  3. Творческом
 Уровень определяет тип учебно-познавательной деятельности. Из трёх типов два относятся к исследовательской деятельности: деятельность по самостоятельно выбранному алгоритму и самостоятельное планирование, свободное выполнение деятельности. Эти типы учебно-познавательной деятельности относят к эвристическому и творческому уровням соответственно.  

В зависимости от характера приобретаемых знаний выделяют различные виды учебно-познавательной деятельности.
Виды учебно-познавательной деятельности можно выделить на основе определения предмета деятельности.
При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:
  1. Информационный - овладение информацией
  2. Деятельностный - овладение способами деятельности
  3. Личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета.
Предметом могут быть внешние признаки, свойства объекта познания, познаваемые без вмешательства в протекаемые процессы. Этонаблюдение.
Предметом учебно-познавательной деятельности могут быть также существенные, ведущие свойства объектов, закономерности протекаемых процессов, которые можно изучить, только вмешавшись в процессы, проникнув в объекты познания. Это эксперимент.
Предметом также могут быть существенные информационные положения, изложенные в учебных пособиях, учебно-популярной литературе – это анализ информационных источников.
Еще одним предметом учебно-познавательной деятельности являются существенные связи и отношения самой системы знаний. Это систематизация. И т.д.   
Деятельность по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям (эвристический уровень) и самостоятельное планирование, свободное выполнение деятельности (творческий уровень) относятся к учебному исследованию.
Вернёмся к схеме, указывающей на соотношение понятий действие - способ - алгоритм. 
Процесс достижения определенной цели (действие) может изучать определенный предмет наиболее адекватным методом. Изучение предмета, осуществляемое определенным методом, проводится по чёткому алгоритму.
На слайдах представлены 4 основных способа действий и алгоритм каждого способа.
На слайдах в алгоритме выделены места, где применяется основной метод. Как можно увидеть, то применение метода - лишь часть общего алгоритма.
Подводя итог, еще раз отметим основные понятия и их взаимосвязь.
Познание – это активная, сознательная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.  Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Этим занимается наука.  
Познавательная деятельность личности, осуществляемая в специфических учебных условиях, является учебно-познавательной деятельностью. И по многим признакам (предмету, целям, структуре и т.д.) соответствует познавательной деятельности ученого (познанию).  
Учебно-познавательная деятельность может осуществляться на трех уровнях: репродуктивном, эвристическом и творческом.
На эвристическом и творческом уровне учебно-познавательная деятельность совершается исследовательским методом.  
Исследовательский метод можно определить как способ организации поисковой, эвристической, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний и, осваивая доступные им элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость и закономерность. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для них. В этом заключается большая обучающая и развивающая сила таких проблем.  
Учитель организует самостоятельное исследование школьниками проблемы, знает результат, ход решения и те черты деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт исследователя.
Постепенно уровень проблемности для ребенка повышается, он становится более самостоятелен в исследовании, происходит развитие исследовательского мышления.  
Организация процесса познания исследовательским методом в специфических учебных условиях является учебно-исследовательская деятельность.  
Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  
Учебно-исследовательская деятельность как система имеет свои теоретические основания, цель, функции, содержание, средства, формы, этапы, результат. 
Источники:

Битянова М.Р., Меркулова Т.В., БегловаТ.В., Теплицкая А.Г. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика). — М.: Сентябрь, 2015. — 208 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий