суббота, 7 ноября 2015 г.

Формирование исследовательских умений на основе развития УУД


Презентация лекции
Стенограмма лекции
Примерная образовательная программа (Ссылки на внешний сайт.) предлагает следующую типологию УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Не отрицая данную типологию, отметим, что она не позволяет нам определить специфические пути формирования тех или иных УУД. С точки зрения подходов к формированию УУД их целесообразно разделить на две группы.
Итак, принципиальное отличие УУД первой и второй групп состоит в их происхождении, что определяет возможные пути освоения их учащимися и, как следствие, применение педагогом разных профессиональных инструментов в своей работе.

УУД первой группы "Универсальные способы действия" в своем основании имеют четкий культурный способ. Выработанный человечеством методом проб и ошибок, он стал важным средством организации мышления, коммуникации, работы с информацией.
Сформировать такие умения у учащихся — значит передать им этот культурный способ и научить его применять в тех ситуациях, когда он уместен, эффективен. Для этого педагог в системе предлагает учащимся специальные учебные задания, требующие овладения тем или иным культурным способом.
УУД второй группы представляют собой структурные элементы деятельности, которая сама по себе имеет понятный алгоритм осуществления, но ее отдельные элементы не являются самостоятельными способами. Овладеть этими элементами можно, получая опыт самостоятельной деятельности и ее рефлексии.
Таким образом, основным развивающим инструментом педагога становится деятельностный урок. Деятельностные уроки строятся в том числе на основе исследовательской деятельности.
Информацию о видах УУД можно схематически представить следующим образом:

Первая группа УУД — универсальные способы действия.
Как формируются универсальные способы действия? Данные УУД представляют собой «отточенные» в культуре способы выполнения действия того или иного вида: мыслительного, речевого, информационно-поискового и т.д. Общая логика формирования таких способов следующая:
Этап 1. Действие по образцу
Сначала учащийся усваивает предлагаемый учителем образец выполнения задания, построенного на обобщенном способе действия, и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно учащийся начинает понимать, чтоэтапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев им, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые обозначают и описывают этот способ, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Начать можно с анализа описания исследования. Например, разобрать описание опыта. Дети с помощью наводящих вопросов учителя могут выбрать из описания цель, результат, этапы деятельности. Затем повторить данный опыт.
Этап 2. Описание способа деятельности
Выполнение учебного действия, построенного на определенном способе с помощью подводящих вопросов учителя. Педагог уже не задает образец выполнения, но помогает учащимся двигаться от одного этапа способа к другому, задавая подводящие вопросы:
  • «Зачем мы это делаем?
  • Что получим в результате?
  • Что именно нам нужно сделать?..» И так далее в соответствии с этапами выполнения способа.
В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, который эти задания содержат. Пока способ «спрятан» для них в предметном содержании задания. В определенный момент учитель открывает его ученикам: дает название способа, помогает осознать основные этапы его осуществления, назначение. С этого момента учитель вместе с учениками готовы перейти к третьему этапу формирования УУД.
Этап 3. Применение способа деятельности
На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Он учится видеть в конкретном задании общие закономерности осуществления способа, которые не зависят от предметного содержания и предмета вообще. Ученик узнает, как называется этот способ в общепринятой терминологии. Он также может сознательно выполнить определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметныйматериал. Например, ученик знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:
  • Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения)
  • По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения.)
  • Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление)
  • Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод)
Этап 4. Постановка цели и выбор соответствующего способа деятельности 
Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью является получение информации о свойствах изучаемого объекта, то у учащегося есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить тот или иной предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть на этапе применения УУД учащийся может самостоятельно выбрать оптимальный для данных условий способ достижения цели из тех, что ему известны.
Пример (Ссылки на внешний сайт.) четырёх этапного формирования УУД, относящегося к группе "Универсальные способы действия".
Вторая группа УУД "Структурные элементы учебной деятельности"
Учебная деятельность имеет определенную структуру, или, говоря точнее, закономерные этапы своего осуществления.
В качестве основных этапов осуществления учебной деятельности могут быть рассмотрены:
  1. целеполагание,
  2. планирование действий,
  3. выполнение действий,
  4. контроль и коррекция,
  5. оценивание результата,
  6. рефлексия.
Структура учебной деятельности может быть схематически представлена следующим образом:
Рассмотрим последовательность передачи детям самостоятельности на деятельностном уроке.
Можно выделить 4 этапа формирования УУД группы "Структурные элементы учебной деятельности". Цветом обозначены этапы, выполняемые учащимися самостоятельно.
На первом этапе учитель сам ставит цель урока, сам осуществляет планирование и определение его этапов, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям. Проводит рефлексию способов действия, которые освоили учащиеся. Учащиеся вместе с учителем проходят через ситуацию деятельности, но их самостоятельность минимальна на этапе выполнения предложенного учителем действия.
На втором этапе учитель ставит цель урока, сам организует планирование и определение его этапов, объясняет назначение конкретных заданий, но учащиеся не только самостоятельно их выполняют, но и осуществляют контроль и оценивание результата. Рефлексию осуществляет учитель.
На третьем этапе учащимся передается еще и планирование порядка действий в соответствии с целью, поставленной учителем на урок. Целеполагание и рефлексия остаются за учителем.
На четвертом этапе учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации.
В задачи начальной школы прежде всего входит освоение первых двух этапов.
В ряде случаев (в ситуации, когда доля деятельностных уроков, уроков с элементами исследования по отношению к традиционным урокам преобладает, а также когда у детей есть опыт реализации учебных проектов) можно уже в III–IV классах переходить к третьему этапу. Однако в полном объеме УУД, связанные с целеполаганием, планированием и рефлексией учебной деятельности, развиваются в основной школе.
В ходе такой постепенной передачи самостоятельности детей при осуществлении учебной деятельности мы создаем условия для развития человека, способного осознавать свои цели, планировать их достижение, оценивать результат, исправлять ошибки и рефлексировать процесс достижения цели.
Сопоставление уровней и типов учебно-познавательной деятельности, которые относятся к учебно-исследовательской деятельности и этапы формирования групп УУД, можно явно увидеть:
  • Соответствие 3 этапа формирования УУД эвристическому уровню и типу "Деятельность по самостоятельно выбранному алгоритму" учебно-познавательной деятельности.
  • Соответствие 4 этапа формирования УУД творческому уровню и типу "Самостоятельное планирование и свободное выполнение деятельности" учебно-познавательной деятельности. 
Таким образом, УУД — это инструмент развития исследовательских умений (мышления, действия, коммуникации или самопознания), который помогает человеку ставить и достигать поставленные цели, осознанно включаться в совместную деятельность.
Создавая условия для поэтапного формирования УУД, мы развиваем способность наших учеников учиться, помогаем им стать самостоятельными и компетентными деятелями как в образовательном процессе, так и в собственной жизни.
Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий