четверг, 5 ноября 2015 г.

Учебно-исследовательская деятельности в структуре познавательной деятельности


Презентация лекции

Стенограмма лекции Последние годы идёт активный поиск модели образования, его содержания и формы. Главные ответы на вопрос, чему и как учить, сформулированы в Законе об образовании и ФГОС разных уровней. Заданы цели российского образования: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
Развитие личности — главный приоритет, а важный индикатор того, что это развитие происходит, — сформированность универсальных учебных действий. Именно по сформированности учебных действий можно и дОлжно судить об образовательном результате: если успешно формируются универсальные учебные действия (УУД), значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Психологи убедительно доказывают, что наличие исследовательских способностей и умений в значительной мере определяют вероятность трансформации процесса развития личности в процесс саморазвития.

Учебно-исследовательская деятельность может обеспечить развитие исследовательских умений и способностей, а следовательно, способствовать достижению цели образования. 

Учебно-исследовательская деятельность - это эвристический и творческий уровни учебно-познавательной деятельности учащегося. Поэтому рассмотрим структуру познавательной деятельности.

Познание – один из видов деятельности человека. Деятельность – способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта.

Познание – это активная, сознательная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Этим занимается наука.

Если познание происходит в специфических учебных условиях, то ее относят к учебно-познавательной деятельности. И по многим признакам (предмету, целям, структуре и т.д.) соответствует познавательной деятельности ученого (познанию).

Всё рассмотренное выше указывает на соподчинение знаний и деятельности. Вне ситуации получения знания невозможно развитие УУД.

Например, чтобы классифицировать, нужно владеть понятиями; чтобы доказывать свою точку зрения — иметь доказательную базу; чтобы научиться планировать, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению.

Ценность знания относительна: знания важны как средство развития тех или иных способностей, умений, качеств и ценностных ориентаций человека.

Процессы получения знаний и развития УУД органично связаны между собой. Усвоение нового знания необходимо организовывать с опорой на деятельностные технологии, способствующие развитию УУД. А применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач, нужно создавать ситуации для применения универсальных учебных действий.

УУД — это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

Из этого следует, что:

по своей природе УУД представляют собой способы осуществления разных видов деятельности
по своему масштабу они соотносимы не с предметом, не с учебной деятельностью, а с жизнедеятельностью человека;
УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека.
Итак, по своей природе универсальное учебное действие — это способ, то есть понятный обучающемуся порядок, алгоритм осуществления того или иного действия (деятельности). Соотнесём эти три ключевых понятия: действие, способ и алгоритм.
Если объединить три определения данных понятий, то получаем: универсальное учебное действие — это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.

Из этого следует, что для целесообразного применения определённого универсального учебного действия, учащийся должен понимать его предназначение, различать его существенные и несущественные стороны, выделять обязательные и необязательные этапы выполнения.

Один из способов достижения цели деятельности является исследование. Исследовательская деятельность – это эвристический и творческий уровни учебно-познавательной деятельности.

Если мы сопоставим три группы УУД – регулятивные, познавательные и коммуникативные – с теми действиями, которые осваиваются в ходе исследовательской деятельности, то мы увидим почти полное совпадение.

Обучая методам исследования, постепенно переходя от действий по образцу к осознанной самостоятельной деятельности, мы способствуем формированию УУД, передавая учащемуся во владение и пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера.

Каждый из этих способов имеет определенный алгоритм своего выполнения. В опыте человека эти способы закрепляются как осознанные умения. Передавая их учащимся, педагог формирует у них универсальное умение: сравнивать, аргументировать, моделировать и т.д.

Формируются УУД внутри учебного процесса на основе предметного знания, опыта учебной деятельности и учебной коммуникации. Знания, естественно, необходимы для формирования УУД, но их назначение связано не с учебной, а с жизненной успешностью человека.

Так, умение сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности — способности выбирать. Чем лучше и правильнее человек умеет сравнивать между собой различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее его выборы.

А начинаться все должно в I классе с формирования умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или явлений на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и других предметах.

Универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл и назначение они приобретают только внутри определенной цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа цели и ответа на вопрос «Зачем?». Зачем и что мы должны сравнить? Для чего нам нужно это доказать? Для чего мы составляем план действий? Очень важно научить детей всегда начинать с этого вопроса, так как только после получения ответа на него можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д.

Именно это важнейшее обстоятельство часто упускается при разработке заданий, направленных на развитие УУД. Так, задания на сравнение начинаются со слов: «Найди отличия между…», «Чем похожи между собой…», «Сравни между собой…». В таких заданиях нет четкого указания на цель сравнения (что оно поможет нам понять про изучаемый объект?), а следовательно, задание не учит таким важным этапам сравнения, как определение точки зрения на объект, выявление существенных признаков. Предлагается лишь фрагмент способа сравнения, и в результате целостное умение не формируется.

Совокупность универсальных способов действия обеспечивает человеку, который ими владеет, эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии. Ученик, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности может помочь себе и другим ответить на следующие вопросы:

Для чего я это делаю?
Что именно делаю и в каком порядке?
Каким образом я это делаю?
Верным ли путем я двигаюсь?
Как я оцениваю то, что сделал?
Как я оцениваю то, как я это делал?
Какие новые задачи передо мной встают теперь?


Источники:

Битянова М.Р., Меркулова Т.В., БегловаТ.В., Теплицкая А.Г. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика). — М.: Сентябрь, 2015. — 208 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий