четверг, 5 ноября 2015 г.

Базовые характеристики учебно-исследовательской деятельности

Что ж, начнем! Базовые характеристики учебно-исследовательской деятельности отражены в следующих темах:
 1. Учебно-исследовательская деятельности в структуре познавательной деятельности.
 2. Основы учебно-исследовательской деятельности.
 3. Формирование исследовательских умений на основе развития УУД.
          Надеюсь, подробное изучение этого материала поможет мне при выполнении итогового задания - разработки урочного занятия с элементами исследования. Далее приводится лекция "Базовые характеристики учебно-исследовательской деятельности".
     
Проектная методика - одно из любимых направлений, которым мы давно и с удовольствием занимаемся. Сотрудничая с программами  Intel "Обучение для будущего" и "Учимся с Intel", мы более 10 лет  внимательно изучали все тонкости организации проектной деятельности и старались внедрить многие полезные вещи в практику школы. Очное и дистанционное обучение педагогов, координация конкурсов проектов, подготовка участников конкурсов, оценивание большого количества конкурсных работ,  организация "Проектных инкубаторов" по выращиванию качественных проектов и т.д.  - все это позволило накопить достаточный опыт  в этом направлении и сформировать компетентное мнение.     
На наш взгляд, учителя довольно часто пытаются "охватить необъятное" и реализовать слишком глобальные по срокам и трудозатратам  проекты, взваливая тяжелую ношу на себя, своих учеников и их родителей. Такие проекты могут длиться 2-3 месяца, а то и полгода, год. Ученики теряют интерес и быстро устают. Особенно это касается младших школьников, которых часто  озадачивают трудоемкими домашними заданиями по проекту, при этом чаще всего родители поздними вечерами выполняют эти задания. Напомним, что в Примерной основной образовательной программе начального образования указывается, что проекты должны быть элементарными, мини-проектами. Какими урочные проекты должны быть по продолжительности? Мы убеждены в том, что 2-4 урока. С минимальными по объему домашними заданиями. Если ваш проект требует бОльшего количества времени, значит его надо разделить на несколько проектов или упростить его.
     Наша общая задача - способствовать всестороннему развитию школьников, создавать условия для повышения мотивации и проявления  самостоятельности. Увлечь ребят с помощью интересных ситуаций, постановки интересных и значимых для них вопросов, посильных для самостоятельного выполнения задачи, которые могут достаточно быстро привести к результату и получению продукта проекта, создать ситуацию успеха и творческую атмосферу во время реализации и представления проектов - мы считаем, что  именно к этому нужно стремиться.  
   Изучая Примерные образовательные  программы начального и основного общего образования, можно резюмировать, что проектная деятельность рассматривается как одно их эффективных средств формирования образовательных результатов. Проекты и проектные задачи в начальной школе и проекты в основной школе  могут быть реализованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Обращаем ваше внимание, что в этом курсе мы будем делать фокус на урочную деятельность.
    Внеурочная деятельность тоже позволяет расширить предметное содержание и создает условия для развития УУД. Особое внимание следует уделить планированию внеурочной деятельности, которая определена в объеме 34 часов в год. Это могут быть элементарные проекты в начальной школе и проекты в основной школе, которые ориентируются на интересы каждого ребенка. 
       Для оценки развития УУД (метапредметных результатов) можно использовать проекты и  проектные задачи. Так, например, основная оценочная процедура при решении проектной задачи  - встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя. Проекты и проектные задачи позволяют оценить и предметные результаты, а также мотивационный аспект личностных результатов.
     Ниже представлена схема роли проектной деятельности в формировании и оценке образовательных результатов.
Рассмотрим базовые характеристики проектной деятельности более детально.
Дорогие коллеги! Как вы думаете, чем проект отличается от других видов работ?  Давайте на несколько минут отвлечемся от сферы образования и познакомимся с полезной информацией (ссылка на статью (Ссылки на внешний сайт.)), которая поможет нам  ответить на этот вопрос.  
Прочитали? Смысл написанного можно кратко отразить в следующей фразе: "Проекты отличаются от других видов работ благодаря временности и уникальности созданного продукта". Четкие временные рамки и вполне осязаемый результат (продукт) - это главные признаки проекта как такового.
В области образования мы опираемся на труды профессора Евгении Семеновны Полат, которая определяла метод проектов  (Ссылки на внешний сайт.)как "способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом". 
На нашем курсе главный фокус будет направлен на разработку урочных занятий с элементами исследования, поэтому мы выделим лишь основные моменты, связанные с реализацией проектов. 
Понятие учебный проект (Ссылки на внешний сайт.) трактуется как "совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта".
Е.С. Полат выделяла следующие основные требования к организации проекта: 1) наличие значимой проблемы,  2) практическая (теоретическая, познавательная) значимость предполагаемых результатов и 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Существует интересный подход, согласно которому требования к организации проектов условно можно назвать "Шесть П проекта" (1 (Ссылки на внешний сайт.)):
  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио проекта
 Так как наше обучение проходит в рамках конференции, связанной с информационно-коммуникационными технологиями,  важно затронуть вопросы эффективного применения информационных технологий в проекте. В этом направлении советуем соблюдать принцип разумной достаточности. Спрашивайте себя в каждом случае применения ИКТ - стоит ли их применять, если бы этого не было, что бы изменилось в моем проекте, в конкретном занятии или задании? Рекомендуем особое внимание уделить тому, что современные ИКТ позволяют:
  • создать сетевые ресурсы для поддержки участников проекта, которые могут быть им доступны в любое время и в любом месте;
  • использовать инструменты обработки и представления информации, в том числе визуализации результатов, полученных участниками;
  • организовать такое взаимодействие участников, при котором виден вклад каждого;
  • обеспечить эффективную обратную связь, создать условия для обсуждения и рефлексии;
  • разработать инструменты оценивания с автоматической обработкой данных.

Внимание!

На сайте Образовательная Галактика (Ссылки на внешний сайт.) предлагаются к самостоятельному изучению курсы из серии "Элементы (Ссылки на внешний сайт.)".  Мы рекомендуем их пройти,  тем, кто еще этого не сделал. За прохождения каждого курса выдается отдельный сертификат. Обучение на этих курсах - полностью самостоятельное, занимает 2-4 дня.  Содержание курсов позволит приобрести базовые знания и умения для разработки и реализации учебных проектов, формирования у учащихся универсальных учебных действий. Обращаем особое внимание, что там 5 курсов для самостоятельного прохождения, выбирайте любой:
  1. Метод проектов
  2. Методы оценивания в классе XXI века
  3. Методы сотрудничества в классе XXI века
  4. Критическое мышление при работе с данными
  5. Исследование на уроках естественных наук
Не смотря на то, что курсы Элементы изучаются самостоятельно, в помощь педагогам действует постоянная поддержка в форумах, где на ваши вопросы оперативно ответят опытные эксперты:

Комментариев нет:

Отправить комментарий