Анализировать информационные источники помогают визуальные организаторы.
Визуальные организаторы наиболее удачно используются при активном чтении текста, анализе нескольких источников информации и в процессе написания текстов (синтез).
Визуальные организаторы позволяют ученикам и учителям создавать прорабатывать содержание, актуализировать известное, вплетать опыт и знания в новую информацию, исправлять ошибки.
Доказано, что визуальные организаторы: активизируют понимание учащихся, способствуют мышлению более высокого порядка; особенно актуальны для неуспевающих учеников, которые еще не освоили методы исследования анализ и синтез.
Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей. Они стабилизируют части мыслительного процесса, давая всем ученикам возможность оценивать и корректировать процесс учебной деятельности, в частности, учебное исследование.
Графическая визуализация позволяет ученикам обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы, подбирать аргументы.
Визуальные организаторы обеспечивают некий социальный контекст для частных случаев, побуждая осмысливать и объяснять:
- как Я размышляю
- что Я вижу и делаю
- сравнить МОЁ наблюдение, размышление с наблюдениями, размышлениями других.
Визуализации помогают писать тексты, формулировать выводы, помогают аргументированно выступать в дискуссиях, помогают учителям видеть и направлять учеников на исправление ошибок и затруднений.
Визуальные организаторы дают ученикам и учителям действенный метод представления идей и отношений. Они поддерживают социальную конструкцию значений из содержания среди обучающихся. Учащимся нравится работать с хорошо организованными графическими организаторами или строить свои.
Прежде чем выбрать тот или иной метод визуализации, после определения цели исследования, ответьте себе на 4 вопроса:
- Какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики уяснили в ходе исследования?
- Какая схема поможет лучшим организовать материал и наполнить его смыслом?
- Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?
- Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?
Нам необходимо осознавать, почему мы выбираем данный визуальный организатор, какие цели мы можем с его помощью достичь. Как они помогут ученикам понять и проработать определенные факты, идеи, процессы, теории.
Визуальные организаторы по способу достижения цели можно разделить на 2 группы:
- Приемы "С земли - к вершине" помогают сканировать, сортировать и организовывать информацию, делать заключения и выводы, мысля индуктивно (от частного к общему).
- Приемы "С высоты птичьего полета - к земле" помогают применять правила, принимать решения, анализировать проблемы и находить пути решения, мысля дедуктивно (от общего к частному).
Рекомендую онлайн инструмент для создания графического материала Cacoo
Комментариев нет:
Отправить комментарий